Расцениваются ли закупки однородных товаров, работ, услуг в определенный период времени с единственным поставщиком, как искусственное дробление закупок, совершенные с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В рамках Соглашения о взаимодействии, заключенного между Липецким УФАС России и прокуратурой Липецкой области, в 2017 году было пресечено 13 фактов нарушения требований ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе при заключении заказчиками контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Органами прокуратуры было выявлено, что отдельные заказчики допускали злоупотребление правом заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренных с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей – со стороны должностных лиц сельских поселений; осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, государственной или муниципальной образовательной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей).
Нарушения со стороны должностных лиц образовательных учреждений г. Липецка выражались в том, что в целях освоения выделенных в сентябре-октябре 2016 года денежных средств заказчики вместо проведения публичных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) «искусственно дробили» требующиеся заказчику работы путем заключения договоров с единственным подрядчиком каждый стоимостью менее четырехсот тысяч рублей.
При этом, в отдельных случаях заказчиками проводились торги, но впоследствии заключенный контракт по итогам таких торгов расторгался по соглашению сторон, и заказчик, разбивая закупаемые работы, заключал несколько договоров с единственным подрядчиком стоимостью менее четырехсот тысяч рублей каждый.
Липецким УФАС России установленные прокуратурой факты были подтверждены, о чем вынесены постановления о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа.
При этом, позиция органов прокуратуры, антимонопольного органа, а также правильность применения законодательства о контрактной системе была подтверждена судами общей юрисдикции (судом 1 и апелляционной инстанций).
Более того, необходимо отметить, что наибольшее количество рассмотренных нарушений и выявленных в 2017 году совершено должностными лицами сельских поселений, которые «искусственно дробят» единую закупки на множество закупок до 100 тысяч рублей каждая, в целях избежания конкурентных процедур. Так, например, заказчиком в период с 01.01.2016 по 16.12.2016 заключено 59 договоров на сумму 5691145руб. с индивидуальным предпринимателем на изготовление кованой металлопродукции и 47 договоров на сумму 4220099руб. с муниципальным унитарным предприятием на содержание и благоустройство дорожной инфраструктуры.