Доклад о правоприменительной практике Липецкого УФАС России
04 апреля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад о правоприменительной практике Липецкого УФАС России

 "Практика применения антимонопольного законодательства (недобросовестная конкуренция) и законодательства о рекламе на территории региона за 2018 год , за 1 квартал 2019 года"

 

Апрель 2019

 

Контроль за соблюдением Федерального Закона «О рекламе»

В 2018 году Липецким УФАС России было рассмотрено 102 обращения физических и юридических лиц по вопросам о нарушениях законодательства о рекламе, возбуждено 23 дела, в 21 из которых признаны вменяемые нарушения, выдано 12 предписаний (9 исполнено). 

При рассмотрении заявления было установлено, что реклама ЖК «Фрунзе 85», распространявшаяся на интернет-сайте ООО «КАПИТАЛ-ГРУПП» http://capital-group.pro, содержала недостоверные сведения относительно расположения строящихся секций, этажности зданий, и как следствие, о количестве квартир. Реклама распространялась с целью привлечения денежных средств в долевое участие в строительстве. Указанная реклама была признана недостоверной, вводящей в заблуждение потребителей.

Стоит отметить, что указанные решения являются примером пресечения действий по производству и распространению недостоверной рекламы, которая вводит потребителей (участников долевого строительства) в заблуждение относительно объектов недвижимости, предлагаемых к продаже и условий приобретения таких объектов.

Ряд дел, возбужденных в 2018 по факту нарушения законодательства Российской Федерации, были за распространение реклам финансовых услуг без указания всех условий предоставления данных услуг (получение кредита, открытие вклада).

Особенности распространения рекламы финансовых услуг установлены в статье 28 Закона о рекламе.

За истекший период 2019 года, в Липецкое УФАС России поступило 35 обращений о наличие признаков нарушения рекламного законодательства. Рассмотрено 7 дел, в 6 из которых признано наличие нарушения законодательства о рекламе.

Так и в 2018, и в 2019 годах Липецким УФАС России признавались ненадлежащими рекламы, распространяемые по почтовым ящикам жителей города Липецка, в виде платежных документов, указывающих о необходимости прохождения метрологической проверки счетчиков.

В Липецкое УФАС России поступили обращения о распространении по почтовым ящикам города Липецка организацией «Единая городская служба по учету водоснабжения» рекламных листовок о необходимости поверки приборов учета воды.

Согласно материалам дела, абонентский номер (4742)39-28-84, указанный в рекламе зарегистрирован с 22.10.2016 за ООО «БУХГАЛТЕРСКИЙ ЦЕНТР» (185135, г.Петрозаводск, ул.Гоголя, д.1, кв.51).

Отсутствие в рекламе указания организационно-правовой формы в наименовании организации, сходство рекламных листовок с извещениями ресурсоснабжающих организаций искажают смысл информации и вводят в заблуждение потребителей рекламы.

Рекламораспространителем подобной рекламы признано ООО «БУХГАЛТЕРСКИЙ ЦЕНТР», реклама признана ненадлежащей.

Законность вынесенного решения антимонопольного органа подтверждена Арбитражным судом Липецкой области.

Пресечение недобросовестной конкуренции

В 2018 году возбуждено и рассмотрено 17 антимонопольных дел, в 9 из которых признаны наличие нарушений, выдано 6 предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (в 2017 году возбужденно и рассмотрено 10 дел).

Выдано 15 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 Закона «О защите конкуренции».

В январе 2018 года Комиссия Липецкого УФАС России признала нарушение части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Радио супермаркет».

Согласно п.1 ст.14.4 Федерального закона «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (далее - средства индивидуализации).

ООО «Реклама везде», образованное в 2004 году, предоставляло услугу под названием «Радио супермаркет». Кроме того, обществом был придуман логотип содержащий название предоставляемой услуги. Проект «Радио супермаркет» получил широкую известность на территории Липецкой области.

Однако в 2014 году бывшим директором ООО «Реклама везде» было образовано ООО «Радио супермаркет» и зарегистрирован товарный знак, содержащий словесный элемент «Радио супермаркет».

Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что ООО «Радио супермаркет» было известно о том, что словосочетание ООО «Радио супермаркет» было введено в гражданский оборот ООО «Реклама везде». Товарный знак был зарегистрирован с целью введения потребителей в заблуждение, что может привести к утечке потребителей от ООО «Реклама везде» к ООО «Радио супермаркет», а также с целью вытеснения конкурентов с рынка оказания рекламных услуг в области теле – радиовещания.

В Липецкое УФАС России поступило несколько обращений хозяйствующих субъектов о нарушении принципов конкуренции при участии в торгах на право заключения контракта на оказание услуг по охране имущества, посредством централизованного наблюдения с помощью системы передачи оперативных данных (пультовая охрана).

Заявители указывают на то, что ряд участников закупки-хозяйствующих субъектов осуществили демпинг с целью устранения конкурентов без намерения заключить контракт.

Антимонопольным органом установлено, что два частных охранных предприятия за 5 минут участия в аукционе снизили начальную максимальную цену контракта на 95,5 %. Однако в дальнейшем ценовые предложения этих организаций были отклонены в связи с несоответствием второй части заявки на участие в аукционе. Данное обстоятельство позволило признать победителем аукциона компанию, предложившее наиболее меньшее ценовое предложение, соответствующее всем условиям проведения торгов.

Кроме того, компания-победитель аукциона и организации, предложившие демпинговые ценовые предложения, входят в группу лиц.

Проанализировав иные торги с участием хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что ЧОПы, осуществившие резкое снижение НМЦ, знали о том, каким образом происходит участие в торгах, следовательно, не соответствие второй части заявки на участие в аукционе не может являться ошибкой хозяйствующих субъектов. Данное обстоятельство позволяет предположить, что подача демпинговых ценовых предложений и искусственное снижение начальной (максимальной) цены контракта осуществлены с целью создания видимости конкурентной борьбы, и введение в заблуждение остальных участников аукциона.

Так, компании, подавшие заявление в территориальный орган ФАС России, указывают на то, что отказались от участия в аукционе после предложенных низких ценовых предложений.

Подобные действия группы лиц подпадают под определение недобросовестной конкуренции.

Статья 14.8 устанавливает запрет на иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 закона. Указанные действия группы лиц содержат признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

Липецкое УФАС России выдало предупреждение в связи с необходимостью устранения причин и условий, способствовавших возникновению признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также о принятии мер по устранению их последствий. Так, победителю аукциона было предложено перечислить в бюджет доход, полученный вследствие недобросовестного поведения группы лиц.

Под доходом понимается сумма, на которую был заключен контракт, так как именно такой же доход могли получить иные участники закупки, но не получили. Следовательно, данная сумма является упущенной выгодой для добросовестных участников торгов.

Суды трех инстанций подтвердили законность, выданного предупреждения.

В связи с неисполнением данного предупреждения, Липецким УФАС России было возбуждено дело, по результатам которого в действиях группы лиц признано наличие нарушения антимонопольного законодательства.

В 2018 году Липецким УФАС России рассматривались дела в связи с использованием товарных знаков FIFA 2018.

В 2019 году Липецким УФАС России выдано три предупреждения в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, связанных с недобросовестной конкуренцией.

Так на интернет-сайте кредитного кооператива распространялась информация об осуществлении деятельности по открытию вкладов.

При этом КПК - не являются организациями, имеющими разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России банкам в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Следовательно информация о том,  что КПК осуществляет деятельность по открытию вкладов вводит потребителей в заблуждение.

Выданное Липецким УФАС России предупреждение исполнено в установленные в нем сроки.

 

 

Наверх