Обобщенные итоги рассмотрения анкет по результатам публичных обсуждений Липецкого УФАС России за 2 квартал 2018 года
22 мая 2018, 00:00
Тип документа:
Анкеты

17 мая 2018 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области, под председательством руководителя Управления – Ирины Поткиной, провело публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Липецкого УФАС России.

Согласно Методическим рекомендациям по проведению таких мероприятий, в целях подведения итогов Публичных обсуждений, Липецкое  УФАС России размещает на сайте обобщенные результаты, ответы на указанные в специальных анкетах и поступившие до начала и вовремя мероприятия вопросы.

По итогам анализа анкет, в части оценки проводимого мероприятия, общий бал составил – 5 баллов.

Перед анкетируемыми были поставлены вопросы:

а) Насколько проведенное мероприятие соответствует Вашему ожиданию: по тематической направленности, по программе, по квалификации выступающих, по организации мероприятия. (оценку предлагалось проводить по 5-ти бальной шкале)

б) Ваше мнение о необходимости введения в практику проведение подобных мероприятий. (да/нет)

По итогам анализа анкет, в части соответствия мероприятия

- по тематической направленности общий балл составил - 5 баллов.

- по программе общий балл составил – 5 баллов.

- по квалификации выступающих общий балл составил - 5 баллов.

- по организации мероприятия общий балл составил – 5 баллов.

Все заполнившие анкеты участники отметили, что считают необходимым введение в практику проведение подобных мероприятий, ответив положительно на данный вопрос анкеты.

Также, анкетируемым было предложено задать вопросы антимонопольному органу и высказать предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства.

 Участниками  анкетирования были  заданы  вопросы и получены ответы  по  поводу размещения рекламных конструкций на территориях муниципальных образований:

 

Должны ли рекламораспространители или собственники рекламных конструкций (арендаторы, субарендаторы) согласовывать содержание рекламы с органами, которые выдают  разрешение на установку рекламной конструкции? 

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления действуют в рамках своих полномочий.

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» не содержит норм, предусматривающих полномочия по согласованию содержания рекламы с органами местного самоуправления, которые выдают разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Демонтаж конструкции, установленной на земельном участке частной формы собственности, является законным? Были ли подобные примеры?

В соответствии с ч. 21.2 ст. 19 Федерального закона «О рекламе», если в установленный срок владелец рекламной конструкции, а также собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил обязанность по демонтажу незаконной рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 ноября 2010 г. № 8263/10, демонтаж рекламных объектов не направлен на ограничение или лишение права собственности. Статьей 2 Закона о рекламе предусмотрено, что данный Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

Как следует из положений главы 2 Закона о рекламе, в которой размещена статья 19, она определяет требования к наружной рекламе и установке рекламных конструкций как способу распространения рекламной информации.

Следовательно, законодательство о рекламе, имея свою сферу применения, действует не вместо, а наряду с положениями, требованиями и запретами иных отраслей законодательства, регламентирующего различные аспекты публичных и частных отношений.

Согласно статье 19 Закона о рекламе под рекламными конструкциями, на которых размещается наружная реклама, понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары и иные технические средства стабильного размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

Таким образом, исходя из характера, назначения, вида, способа монтажа и целей использования рекламные конструкции должны рассматриваться только как движимые вещи, заведомо устанавливаемые на определенный период времени и демонтируемые (перемещаемые) без несоразмерного ущерба их назначению как технических средств.

Размещение любых конструкций наружной рекламы возможно после получения разрешения компетентного органа на их установку при наличии гражданско-правового договора с собственником (иным управомоченным собственником лицом) того объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется.

Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.

Реализуя свои полномочия по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, компетентный орган обязан проверять ее соответствие всем необходимым требованиям законодательства с учетом возможности размещения (место, форма, способ, используемые технические средства и т.п.). Данному органу известен собственник рекламной конструкции, поскольку он обратился за разрешением, и согласный на ее установку собственник недвижимого имущества, к которому такая конструкция будет присоединена.

Таким образом, статья 19 Закона о рекламе различает рекламные конструкции, установленные самовольно и с разрешения компетентного органа, и предусматривает для этих случаев различное регулирование.

Что касается самовольной рекламной конструкции, то ее собственник, не обращавшийся за разрешением компетентного органа, может быть не известен и впоследствии не найден. Кроме того, размещение подобной конструкции может быть произведено в месте, способом или с использованием средств, угрожающих жизни и здоровью людей, безопасности населения и окружающей среды или с иными нарушениями, требующими ее безотлагательного демонтажа независимо от того, имеется ли на ней рекламная информация.

Самовольная установка рекламной конструкции представляет собой заведомо противоправные действия. Она не разрешена никому, в том числе и на собственных объектах недвижимости. В связи с этим интерес в сохранении рекламной конструкции в месте ее самовольной установки не может рассматриваться как законный и не подлежит защите.

Иное истолкование Закона о рекламе ставит лицо, совершившее противоправные действия в виде самовольной установки рекламной конструкции, в преимущественное положение по сравнению с законопослушными лицами, стимулирует несоблюдение закона и нарушает баланс публичных и частных интересов.

Рекламную конструкцию использует общество с ограниченной ответственностью, а при выписке штрафов и предписаний является физическое лицо и заявляет, что это его рекламная конструкция, на него, соответственно, штраф уже 1000р. Кто должен проводить соотношение между этими субъектами?

Частью 5 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе).

Согласно части 21 статьи 19 Закона о рекламе владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

Следовательно, ответственность за использование рекламных конструкций без разрешения несет владелец рекламной конструкции или иное лицо, осуществляющее использование рекламной конструкции (например, арендатор).

Закон о рекламе относит вопросы, связанные с размещением наружной рекламы исключительно к компетенции органов местного самоуправления.

Однако в случае выявления признаков нарушения Закона о рекламе в самой распространяемой рекламе, не связанные с размещением наружной рекламы, то ответственность определяется в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе.

Конструкция, на которой представлено меню с ценами не является рекламой? Если сетевой ритейл вывесит список товаров с ценой, это тоже не будет являться рекламой?

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может выступать тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Подробная позиция ФАС России о том, что информация о продукции и об услугах в меню, прейскурантах, обязательная для доведения до потребителей, не относится к рекламе, также изложена в письме № АК/92163/17 от 27.12.2017.

Информация, размещенная на конструкции с ассортиментом всей реализуемой продукции и ценами на них в месте оказания услуг не будет содержать конкретного объекта рекламирования, который можно выделить среди однородной группы товаров.

Однако при размещении информации о каком-то конкретном товаре или группе товаров, такая информация может подпадать под понятие рекламы.

Кроме того, при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей в силу закона или обычая делового оборота информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании.

 

Предложения участников анкетирования:

 

1. Внести предложение по изменению законодательства о рекламе,  а именно:

- если на территории земельного участка размещена рекламная конструкция, то первичная ответственность должна лежать на владельце участка, т.к. у собственника есть возможность демонтировать незаконную рекламу;

- фасад здания, используемый в качестве рекламной конструкции, на которую наклеили пленку, считать незаконной рекламой.

2. Создание рабочей группы с целью обеспечения здоровой конкуренции среди рекламораспространителей.

 

 

Наверх