ДОКЛАД Отдела защиты конкуренции Липецкого УФАС России к публичным обсуждениям результатов правоприменительной практики 12.05.2022
21 апреля 2022, 11:43
Тип документа:
Доклады
Подтип документа:
Доклады о состоянии конкуренции

ДОКЛАД

Отдела защиты конкуренции Липецкого УФАС России

к публичным обсуждениям результатов правоприменительной практики антимонопольного органа на тему:

«Результаты правоприменительной практики отдела в сфере антимонопольного контроля. Итоги работы за 2021 год, 1 квартал 2022 года».

Доклад подготовлен в рамках реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1088 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов)» для информирования хозяйствующих субъектов и органов государственной власти в целях соблюдения ими обязательных требований антимонопольного законодательства, с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение какое поведение является правомерным.

 

О работе по выявлению нарушений антимонопольного законодательства.

В 2021 году Липецким УФАС России всего было рассмотрено 212 заявлений физических и юридических лиц по признакам нарушения антимонопольного законодательства. 16 нарушений было устранено до возбуждения дела, по результатам рассмотрения было возбуждено 15 дел по признакам нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Обращает на себя внимание количество обращений, поступающих в Липецкое УФАС России на незаконное составление актов безучетного потребления – 35 обращений в 2021 году (в 2020 – 13).

 

Практика выявления и пресечения нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)

В 2021 году возбуждено и рассмотрено 6 дел по признакам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением, из них 2 дела прекращено в связи с не подтверждением факта нарушения.

Выдано 4 предписания, которое в настоящий момент находятся в стадии судебного обжалования.

(В 2020 году возбуждено и рассмотрено 9 дел, из них 8 дела прекращено в связи с отсутствием факта нарушения, выдано 1 предписание).

В 2021 году выдано 5 предупреждений (в 2020 – 1) по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (2-по п.5 ч.1, 3-по п. 3), 4 из которых исполнены в установленный срок, по п.5 ч.1 одно не исполнено, в связи с чем возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, в отчетном периоде выявлено и пресечено 8 нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции (в 2020 – 1 нарушение).

За истекший период 2022 года в Липецкое УФАС России поступило 66 обращений о признаках нарушения антимонопольного законодательства, возбуждено 1 дело по ст. 10 Закона о защите конкуренции.

 

Примеры дел и предупреждений:

1. Рассмотрено дело № 048/01/10-255/20121, в отношении ПАО «МРСК Центра» - Липецкэнерго» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции по заявлению хозяйствующего субъекта. Суть нарушения: составление актов безучетного потребления, в нарушение Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, в отсутствии подтвержденного факта вмешательства потребителя в работу приборов учета, учитывая целостность пломб сетевой организации, установленных и обозначенных в предыдущих актах проверок, а также определению объема безучетного потребления по ним с целью его включения гарантирующим поставщиком в полезный отпуск электроэнергии и последующего получения его оплаты, что может привести к взысканию суммы безучетного потребления с хозяйствующего субъекта, которое приведет к ухудшению имущественного положения последнего и ущемлению его интересов в сфере предпринимательской деятельности.

Признано нарушение, выдано предписание. В настоящий момент принятые акты обжалуются в Арбитражном суде.

2. В связи с наличием в действиях ООО «Новое информационно-технологичное Энергосбережение», выразившихся в отказе осуществления подачи электроэнергии на объект ИП, по заключенному с ИП договору энергоснабжения, без оплаты электроэнергии потребленной предыдущим собственником объекта, признаков нарушения требований антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области предупредило о необходимости прекращения указанных действий путем произведения подачи электроэнергии на объект заявителя, в соответствии с договором энергоснабжения.

Предупреждение выполнено.

Рассмотрение административных дел о нарушении правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Статья 9.21 КоАП РФ предполагает административную ответственность за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)

Часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ

Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

 

В 2021 году по статье 9.21 КоАП РФ (части 1 и 2) Липецким УФАС России рассмотрено 215 дел об административных правонарушениях в отношении должностных и юридических лиц (в 2020 – 52 дела).

 

Типовыми нарушениями установленного порядка подключения к электрическим сетям, сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения являются:

  1. Нарушение сроков подключения.
  2. предъявление субъектом естественной монополии требования предоставить документы, не предусмотренные действующим законодательством;
  3. Навязывание контрагентам излишних, не предусмотренных законодательством требований;

Всего в 2021 году вынесено 111 постановлений о наложении штрафов за нарушения правил технологического присоединения или правил недискриминационного доступа на общую сумму 32 110 тыс.рублей (в 2020 – 18 постановлений на сумму 2724 тыс.рублей).

 

За истекший период 2022 года в Липецкое УФАС России поступило 111 заявлений физических и юридических лиц по фактам нарушения порядка технологического присоединения к сетям, возбуждено 70 дел об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ. Из 70 возбужденных дел вынесено 23 постановления о привлечении сетевой организации к административной ответственности.

 

Рекомендации для физических и юридических лиц.

  1. Необходимо помнить, что при заключении договоров на технологическое присоединение у заявителей имеется право возразить против невыгодных условий договора путем направления мотивированного отказа от его подписания. Субъект естественной монополии обязан рассмотреть мотивированный отказ заявителя и в установленные сроки направить проект договора с учетом замечаний заявителя.
  2. При наличии нарушений со стороны субъекта естественной монополии необходимо как можно раньше обратиться с заявлением в контролирующий орган, поскольку сроки давности привлечения к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ составляют 1 год с момента совершения административного правонарушения.
  3. Необходимо помнить, что в границах своего земельного участка заявитель самостоятельно осуществляет все необходимые мероприятия по подключению с привлечением любых сторонних организаций.

 

 

Сфера деятельности

Возбуждено дел

Выдано постановлений о наложении штрафа (сумма в тыс. руб)

Сумма уплаченного штрафа, тыс.руб.

Электроэнергетика

206

32 110

26 946,4

Горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение

2

 

 

Газораспределение

7

600

900

 

 

Разъяснения законодательства

ФАС России в части применения абзацев пятого и шестого страницы 2 Разъяснения по применению пункта 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), в том числе, в части распространения его действия на гаражные кооперативы, а также по применению части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в части однократности технологического присоединения при ликвидации садоводческого, огороднического или гаражного товариществ, направленных письмом ФАС России от 03.07.2020 № ИА/56450/20 (далее – Разъяснение ФАС России от 03.07.2020 № ИА/56450/20), разъясняет следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2021 № 1711 «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» были внесены изменения в Правила.

Настоящие изменения вступили в силу 20.10.2021. Так, согласно действующей редакции пункта 8(5) Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом.

В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

В случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.

В связи с изложенным, с даты вступления указанных изменений в силу положения абзацев пятого и шестого страницы 2 Разъяснения ФАС России от 03.07.2020 № ИА/56450/20 применению не подлежат.

Противодействие недобросовестной конкуренции.

В 2021 году Липецким УФАС России рассмотрено 10 обращений о признаках недобросовестной конкуренции. Рассмотрено 3 дела по признакам нарушения Главы 2.1 Закона «О защите конкуренции».

Вынесено 2 предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статей 14.8 и 1 предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статей 14.2 Закона «О защите конкуренции» (в 2020 году 2 предупреждения о прекращении действий, которые содержали признаки нарушения антимонопольного законодательства, 1 из которых исполнено. В другом случае в связи с неисполнением предупреждения возбуждено дело по признакам нарушения главы 2.1 закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которого признано наличие нарушения, выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которое исполнено в отчетном периоде).

В 2022 году Липецким УФАС России рассмотрено 5 обращений о признаках недобросовестной конкуренции. Обращения касались вопросов использования фирменного наименования заявителя, а также передачи технической и иной документации, необходимой для управления многоквартирным домом.

 

Пример:

В Липецкое УФАС России поступило обращение хозяйствующего субъекта о признаках недобросовестной конкуренции в действиях хозяйствующего субъекта-конкурента, выразившиеся в совершении действий, направленных на получение преимуществ в ходе проведения электронного аукциона на оказание услуг по страхованию автотранспортных средств.

Комиссией Липецкого УФАС было установлено, что страховая организация при расчете суммы страховой премии необоснованно применила коэффициенты КБМ отличные от коэффициентов КБМ, указанных заказчиком в технической документации.

Недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В силу ст. 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Действия страховой организации по необоснованному занижению суммы страховой премии, при расчете ценового предложения о цене государственного контракта по ОСАГО, при участии в запросе котировок направлены на получение необоснованных преимуществ в осуществлении страховой деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и способны причинить убытки конкурентам-страховщикам в форме упущенной выгоды (неполученного дохода от исполнения контракта), и следовательно, являются недобросовестной конкуренцией.

Усмотрев признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, антимонопольным органом было выдано предупреждение о необходимости прекращения противоправных действий (бездействия), и принятии мер по устранению их последствий.

Предупреждение антимонопольного органа было исполнено в установленные сроки.

Согласно ч. 7 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Наверх