ДОКЛАД Липецкого УФАС России к публичным обсуждениям правоприменительной практики: «Об итогах Федерального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) за 2021 год»
17 февраля 2022, 17:00
Тип документа:
Доклады

 

ДОКЛАД

Липецкого УФАС России

к публичным обсуждениям правоприменительной практики: «Об итогах Федерального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) за 2021 год»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утвержден приказом руководителя Липецкого УФАС России

И.В. Поткиной

       № 66 от 17.02.2022      

Об итогах Федерального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) за 2021 год.

 

 

 

Доклад подготовлен в рамках реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1088 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов)» для информирования хозяйствующих субъектов и органов государственной власти в целях соблюдения ими обязательных требований антимонопольного законодательства, с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение какое поведение является правомерным.

 

О работе по выявлению нарушений антимонопольного законодательства.

 

В 2021 году Липецким УФАС России всего было рассмотрено 212 заявлений физических и юридических лиц по признакам нарушения антимонопольного законодательства. 16 нарушений было устранено до возбуждения дела, по результатам рассмотрения было возбуждено 15 дел по признакам нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Обращает на себя внимание количество обращений, поступающих в Липецкое УФАС России на незаконное составление актов безучетного потребления – 35 обращений в 2021 году (в  2020 – 13).

 

 

Практика выявления и пресечения нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)

В 2021 году возбуждено и рассмотрено 6 дел по признакам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением, из них 2 дела прекращено в связи с неподтверждением факта нарушения.

Выдано 4 предписания, которое в настоящий момент находятся в стадии судебного обжалования.

(В 2020 году возбуждено и рассмотрено 9 дел, из них 8 дела прекращено в связи с отсутствием факта нарушения, выдано 1 предписание).

В 2021 году выдано 5 предупреждений (в 2020 – 1) по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (2-по п.5 ч.1, 3-по п. 3), 4 из которых исполнены в установленный срок, по п.5 ч.1 одно не исполнено, в связи с чем возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, в отчетном периоде выявлено и пресечено 8 нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции (в 2020 – 1 нарушение).

 

Примеры дел и предупреждений:

1. Рассмотрено дело № 048/01/10-255/20121, в отношении ПАО «МРСК Центра» - Липецкэнерго» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции по заявлению хозяйствующего субъекта. Суть нарушения: составление актов безучетного потребления, в нарушение Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, в отсутствии подтвержденного факта вмешательства потребителя в работу приборов учета, учитывая целостность пломб сетевой организации, установленных и обозначенных в предыдущих актах проверок, а также определению объема безучетного потребления по ним с целью его включения гарантирующим поставщиком в полезный отпуск электроэнергии и последующего получения его оплаты, что может привести к взысканию суммы безучетного потребления с хозяйствующего субъекта, которое приведет к ухудшению имущественного положения последнего и ущемлению его интересов в сфере предпринимательской деятельности.

Признано нарушение, выдано предписание. В настоящий момент принятые акты обжалуются в Арбитражном суде.

           2. В связи с наличием в действиях ООО «Новое информационно-технологичное Энергосбережение», выразившихся в отказе осуществления подачи электроэнергии на объект ИП, по заключенному с ИП договору энергоснабжения, без оплаты электроэнергии потребленной предыдущим собственником объекта, признаков нарушения требований антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области предупредило о необходимости прекращения указанных действий путем произведения подачи электроэнергии на объект заявителя, в соответствии с договором энергоснабжения.

Предупреждение выполнено.

 

 

Рассмотрение административных дел о нарушении правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

 

 

Статья 9.21 КоАП РФ предполагает административную ответственность за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)

Часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ

Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

 

В 2021 году по статье 9.21 КоАП РФ (части 1 и 2) Липецким УФАС России возбуждено 188 дел об административном правонарушении в отношении должностных и юридических лиц.

 

Типовыми нарушениями установленного порядка подключения к электрическим сетям, сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения являются:

  1. Нарушение сроков подключения.
  2. предъявление субъектом естественной монополии требования предоставить документы, непредусмотренные действующим законодательством;
  3. Навязывание контрагентам излишних, не предусмотренных законодательством требований;

 

Рекомендации для физических и юридических лиц.

  1. Необходимо помнить, что при заключении договоров на технологическое присоединение у заявителей имеется право возразить против невыгодных условий договора путем направления мотивированного отказа от его подписания. Субъект естественной монополии обязан рассмотреть мотивированный отказ заявителя и в установленные сроки направить проект договора с учетом замечаний заявителя.
  2. При наличии нарушений со стороны субъекта естественной монополии необходимо как можно раньше обратиться с заявлением в контролирующий орган, поскольку сроки давности привлечения к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ составляют 1 год с момента совершения административного правонарушения.
  3. Необходимо помнить, что в границах своего земельного участка заявитель самостоятельно осуществляет все необходимые мероприятия по подключению с привлечением любых сторонних организаций.

 

В 2021 году по статье 9.21 КоАП РФ (части 1 и 2) Липецким УФАС России рассмотрено 215 дел об административных правонарушениях в отношении должностных и юридических лиц (в 2020 – 52 дела).

 

Типовыми нарушениями установленного порядка подключения к электрическим сетям, сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения являются:

  1. Нарушение сроков подключения.
  2. предъявление субъектом естественной монополии требования предоставить документы, не предусмотренные действующим законодательством;
  3. Навязывание контрагентам излишних, не предусмотренных законодательством требований;

 

Всего в 2021 году вынесено 111 постановлений о наложении штрафов за нарушения правил технологического присоединения или правил недискриминационного доступа на общую сумму 32 110 тыс.рублей (в 2020 – 18 постановлений на сумму 2724 тыс.рублей).

 

 

Сфера деятельности

Возбуждено дел

Выдано постановлений о наложении штрафа (сумма в тыс. руб)

Сумма уплаченного штрафа, тыс.руб.

Электроэнергетика

206

32 110

26 946,4

Горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение

2

 

 

Газораспределение

7

600

900

 

 

 

Разъяснения законодательства

 

ФАС России в части применения абзацев пятого и шестого страницы 2 Разъяснения по применению пункта 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), в том числе, в части распространения его действия на гаражные кооперативы, а также по применению части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в части однократности технологического присоединения при ликвидации садоводческого, огороднического или гаражного товариществ, направленных письмом ФАС России от 03.07.2020 № ИА/56450/20 (далее – Разъяснение ФАС России от 03.07.2020 № ИА/56450/20), разъясняет следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2021 № 1711 «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» были внесены изменения в Правила.

Настоящие изменения вступили в силу 20.10.2021. Так, согласно действующей редакции пункта 8(5) Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом.

В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

В случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.

В связи с изложенным, с даты вступления указанных изменений в силу положения абзацев пятого и шестого страницы 2 Разъяснения ФАС России от 03.07.2020 № ИА/56450/20 применению не подлежат.

 

Наверх