ДОКЛАД Липецкого УФАС России к публичным обсуждениям правоприменительной практики: «Об итогах Федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы за 2021 год»
17 февраля 2022, 17:00
Тип документа:
Доклады

 

ДОКЛАД

Липецкого УФАС России

к публичным обсуждениям правоприменительной практики: «Об итогах Федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы за 2021 год»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утвержден приказом руководителя Липецкого УФАС России

И.В. Поткиной

               № 67 от 17.02.2022

Об итогах Федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы за 2021 год.

 

 

Доклад подготовлен в рамках реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1073 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы» для информирования хозяйствующих субъектов и органов государственной власти в целях соблюдения ими обязательных требований антимонопольного законодательства, с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение какое поведение является правомерным.

 

 

 

 

В 2021 году Липецким УФАС России было рассмотрено 170 заявлений физических и юридических лиц о несоответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе. В результате проделанной работы возбуждено и рассмотрено 33 дела по фактам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в ходе рассмотрения которых по 32 делам приняты решения о наличие нарушений, 1 дело прекращено.

По результатам рассмотрения дел вынесено 18 предписаний, 16 из которых исполнены в отчетном периоде (срок по 2 предписаниям не истек).

(В 2020 году Липецким УФАС России было рассмотрено 210 обращений, возбуждено и рассмотрено 20 дел, в ходе рассмотрения которых по 16 приняты решения о наличие нарушений, 4 дела прекращено, вынесено 5 предписаний, которые исполнены в установленные сроки).

В зависимости от характера нарушения и его негативных последствий для потребителей и общества в целом к нарушителям применялись меры административного наказания и административного воздействия.

Так в 2021 году возбуждено и рассмотрено 24 дела об административных правонарушениях за нарушение рекламного законодательство Российской Федерации, в 4 случаях к нарушителям была применена мера административного наказания в виде штрафа на сумму 504 тыс. руб. в 18 случаях выдано предупреждение (в 2020 году возбуждено и рассмотрено 19 дел, в 14 случаях к нарушителям была применена мера административного наказания в виде предупреждения).

 

1. По фактам распространение рекламы финансовых услуг было рассмотрено 9 дел.

Типичными нарушениями являются:

- нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе отсутствие в рекламе наименования или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - в обязательном порядке должно быть указано наименование, т.е. указание на его организационно-правовую форму, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

- нарушения частей 2, 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе).

По мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок его возврата; валюта, в которой он предоставляется; процентная ставка в процентах годовых (письмо № АД/30890/14 от 31.07.2014г.).

 

2.По фактам распространение рекламы по сетям электросвязи посредством SMS-рассылки было рассмотрено 15 дел.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В ходе рассмотрения дела вышеуказанных дел Комиссия Липецкого УФАС России устанавливает всех посредников в цепочке инициаторов рассылки. Обычно у каждого из хозяйствующих субъектов (инициаторов рассылки) имеется возможность предварительно удостовериться о наличии согласия пользователей (абонентов) на получение смс-сообщений, содержащих рекламную информацию, а также имеется возможность блокировать отправку смс-сообщений, распространяемых лицам, не давшим согласия в случае возникновения такой необходимости. Таким образом, все посредники в цепочке инициаторов признаются нарушившими законодательство о рекламе.

 

3. В 2021 году было возбуждено и рассмотрено 4 дела, которые касались отсутствия предупреждения о противопоказаниях и необходимости проконсультироваться со специалистом.

Согласно ч.7 ст.24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

 

Лица, допустившие вышеуказанные нарушения рекламного законодательства, привлечены к административной ответственности в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Об изменениях в Федеральном законе №38-ФЗ «О рекламе»

 

1. Федеральным законом от 26.05.2021 № 150-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О рекламе», вступившим в силу с 25.08.2021,

статья 19 Федерального закона «О рекламе» дополнилась частью 3.2. Данной нормой устанавливается, что «распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, не допускается».

 

2. Федеральным законом от 31.07.2020 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции» в пункт 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» внесены изменения.

Согласно новой редакции пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», вступающей в силу с 28.01.2021, не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

В Федеральном законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» также вводятся новые понятия.

 В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 2 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» устройства для потребления никотинсодержащей продукции - электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

При этом, согласно пункту 3 части 1 статьи 2 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» никотинсодержащая продукция - изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации), пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий.

Соответственно, с 28.01.2021 г., к действующему в настоящее время запрету на рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий, курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок, также добавится запрет на рекламу таких товаров как устройства для потребления никотинсодержащей продукции (различные модификации устройств, используемых в качестве «электронных сигарет» для доставки никотина или нагревания табака), никотиносодержащая продукция (различные наполнители для электронных систем доставки никотина или нагревания табака, например, стики, жидкости, картриджи).

Кроме того, Федеральным законом от 31.07.2020 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции» также внесены изменения в пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Соответственно, с 28.01.2021 в рекламе не допускается демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции.

Таким образом, в данную статью внесены изменения, корреспондирующие с вводящимся общим запретом на рекламу никотинсодержащей продукции и устройств для потребления никотинсодержащей продукции.

При демонстрации в рекламе не только процесса курения табака (сигарет, трубок и т.п.), но также и потребления любого вида никотиносодержащей продукции, в том числе посредством электронных систем доставки никотина или нагревания табака, или посредством иной предусмотренной законом формы доставки никотина в организм человека, такая реклама будет подпадать под запрет, установленный пунктом 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

При этом, согласно статье 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 данного Закона несет рекламодатель, а за нарушение статьи 7 данного Закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

 

 

3. С 30.04.2021 Федеральным законом от 30.04.2021 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (далее — Федеральный закон № 124-ФЗ) за исключением отдельных положений, внесен ряд изменений в законодательство о рекламе.

 Статья 3 Федерального закона «О рекламе» дополнена пунктами 13 – 15, содержащими определения понятий «рекламная система», «оператор рекламной системы» и «прогнозные значения объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом изменения, вносимые Федеральным законом № 124-ФЗ в статьи 10, 33 и 38 Федерального закона «О рекламе», вступают в силу с 01.07.2021.

В отношении указанных изменений необходимо отметить следующее. С 01.07.2021 в силу положений части 3.1 статьи 10 Федерального закона «О рекламе» заключение возмездных и (или) безвозмездных договоров на распространение социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется не только в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, но и с учетом особенностей, определенных непосредственно статьей 10 Федерального закона «О рекламе».

Рекламораспространители, распространяющие в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» рекламу на принадлежащих им информационных ресурсах, доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации, обязаны:

- направлять оператору социальной рекламы сведения об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы на принадлежащих им информационных ресурсах для формирования прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) прогнозные значения объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- распространять на принадлежащих им информационных ресурсах без взимания платы в пределах объема, установленного частью 3 данной статьи, социальную рекламу, предоставляемую для распространения оператором социальной рекламы, на основании договора, заключаемого с оператором социальной рекламы.

Для обеспечения равных условий распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Правительство Российской Федерации по представлению Минцифры России определяет некоммерческую организацию, которая осуществляет функции оператора социальной рекламы, а именно:

- осуществляет анализ информации, размещенной в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», в целях выявления рекламораспространителей, обязанных предоставлять ему сведения об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы на принадлежащих им информационных ресурсах;

- в случае выявления по результатам анализа информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», направляет таким рекламораспространителям уведомление о представлении сведений об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы и (или) прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»;

- осуществляет сбор и учет сведений об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламораспространителями, для формирования прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»;

- организует распространение социальной рекламы в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»;

- в порядке, определенном Минцифры России, осуществляет учет социальной рекламы, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламораспространителями, в том числе в целях определения прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежегодный отчет о своей деятельности;

 - взаимодействует с рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем, в том числе в целях заключения договоров на распространение социальной рекламы.

 При этом Минцифры России наделяется рядом полномочий, в частности:

- размещает на своём официальном сайте сведения об операторе социальной рекламы (наименование, адрес местонахождения, адрес электронной почты, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя), сведения о выявленных оператором социальной рекламы рекламораспространителях;

- утверждает требования к сведениям об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы и прогнозным значениям объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также к срокам и порядку их предоставления; - создает для рассмотрения вопросов, связанных с распространением в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» социальной рекламы, совет по вопросам распространения социальной рекламы в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и утверждает порядок образования и деятельности такого совета.

 Следует подчеркнуть, что с 01.07.2021 частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» в редакции Федерального закона № 124-ФЗ устанавливается ответственность рекламораспространителя за нарушение требований, установленных частями 3.13, 3.14, 3.19 статьи 10 Федерального закона «О рекламе».

Одновременно с этим частью 7.1 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» вводится ответственность оператора рекламной системы за нарушение требований, установленных частями 3.14, 3.15, 3.16 статьи 10 Федерального закона «О рекламе», а также в отдельных случаях за нарушение требований части 3.19 статьи 10 указанного Федерального закона.

 

4. Федеральным законом от 02.07.2021 №347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», вступившим в силу 11.08.2021,

статья 5 Федерального закона «О рекламе» дополняется частью 10.4, следующего содержания: не допускается распространение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, на информационном ресурсе иностранного лица в случае принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, решения о запрете на распространение рекламы на таком информационном ресурсе и включения информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации;

статья 7 дополняется Федерального закона «О рекламе» дополняется пунктом 11, следующего содержания: иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации, и (или) их информационных ресурсов в качестве объектов рекламирования, направленная на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, в случае принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, решения о запрете на распространение такой рекламы и включения информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации".

Указанное изменение направлено на приведение положений Федерального закона «О рекламе» в соответствие Федеральным законом от 01.07.2021 №236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации».

 

 

5. Так же Федеральным законом от 02.07.2021 №347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» Федеральный закон «О рекламе» дополнен статьей 18.1. Реклама в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», данные изменения вступают в силу с 01.09.2022.

В целях обеспечения прослеживаемости рекламы в сети «Интернет» Роскомнадзор будет осуществлять учет, хранение и обработку информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе, в том числе сведений о рекламодателях и рекламораспространителях такой рекламы, операторах рекламных систем. Состав информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором, определяется Правительством РФ.

Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, и соответствующие критериям, определенным Правительством РФ, обязаны предоставлять информацию о такой рекламе в Роскомнадзор. Данная обязанность не распространяется на оператора социальной рекламы.

Реклама в интернете (кроме той, которая присутствует в телепередачах, радиопрограммах) должна в обязательном порядке содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя или его сайт.

 

6. Федеральным законом от 11.06.2021 №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» уточнены и актуализированы полномочия антимонопольного органа по вопросу государственного контроля (надзора) в сфере рекламы.

 

Разъяснения законодательства

 

Разъяснение ФАС России по вопросам,

связанным с распространением звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования.

 

Согласно требованиям части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», вступившей в силу с 25.08.2021, распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, не допускается.

Принятие Федерального закона от 26.05.2021 № 150-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и его последующее вступление в силу направлены на защиту интересов граждан в целях снижения на них нежелательной информационной нагрузки в виде звуковой рекламы в общественных местах.

Таким образом, с 25.08.2021 запрещается распространение звуковой рекламы, которая распространяется с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах любых зданий, строений, сооружений, в том числе не являющихся многоквартирными жилыми домами, и вне зависимости от того, на каком расстоянии от многоквартирных жилых домов расположено такое звукотехническое оборудование.

Как следствие, с 25.08.2021 распространение звуковой рекламы, которая распространяется с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах любых зданий, строений, сооружений, в том числе на территориях всех без исключения городских парков, набережных, уличных ледовых катков, иных спортивных площадок, пляжей, городских ярмарок, не допускается вне зависимости от заключенных гражданских-правовых договоров на распространение рекламы, а также вне зависимости от уровня громкости такой рекламы. В случае выявления нарушения требований Федерального закона «О рекламе» антимонопольные органы привлекают виновных лиц к ответственности.

Вместе с тем, положения части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» распространяются исключительно на конструкции, транслирующие рекламу. На звуковое оборудование, транслирующее музыку или иную информацию, не являющуюся рекламой и не содержащую рекламу, положения Федерального закона «О рекламе», в частности части 3.2 статьи 19 указанного Закона, не распространяются.

Согласно пункту 11 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. То есть социальная реклама не преследует коммерческих целей, не формирует интереса к товару для его продвижения на рынке, под социальной рекламой понимается исключительно информация, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает разные виды информации, адресованной для неопределённого круга лиц - рекламу и социальную рекламу. Поскольку социальная реклама не является рекламой, на нее не распространяются требования, предусмотренные частью 3.2 статьи 19 указанного Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» наружной рекламой признается реклама, распространенная с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

Вместе с тем, положения части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» не закрепляют запрет распространения звуковой рекламы в зависимости от способов установки звуковоспроизводящих устройств. Учитывая изложенное, часть 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» запрещает распространение звуковой рекламы на любых конструкциях, в том числе не являющихся рекламными конструкциями, которые монтируются и располагаются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений. Дополнительно информируем, что в части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» также содержится указание на «иные технические средства стабильного территориального размещения».

По мнению ФАС России, к иным техническим средствам стабильного территориального размещения следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связанны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения. Таким образом, например, колонка, воспроизводящая рекламу, которая закреплена на столбе, прочно связанным с землей, подпадает под запрет части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе». В соответствии с пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

По мнению ФАС России, к сооружениям могут быть отнесены в том числе линии электропередач, столбы освещения, остановочные пункты движения общественного транспорта.

В настоящее время определения понятия конструктивного элемента здания в законодательстве не содержится. Вместе с тем, исходя из сложившейся судебной практики, например, Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 26.03.2018 № Ф06- 31067/2018 по делу № А12-13192/2017, под конструктивным элементом здания, строения, сооружения понимается любая часть здания, строения, сооружения, не являющаяся самостоятельным объектом недвижимости.

Так, например, по мнению ФАС России, под иными конструктивными элементами здания, строения, сооружения, указанными в статье 19 Федерального закона «О рекламе», могут пониматься представляющие собой часть такого объекта недвижимого имущества крыльцо, наружные лестницы, балконы, лоджии, террасы, веранды, отдельные стойки (колонны, столбы) для поддержки перекрытий, стен или крыши.

При этом приведенный перечень не является исчерпывающим. Следовательно, с 25.08.2021 распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на элементах таких сооружений как линии электропередач и столбы освещения, Федеральным законом «О рекламе» не допускается. При этом указанная норма Федерального закона «О рекламе» не обуславливает данный запрет каким-либо расстоянием до жилых домов. Вместе с тем, требования части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» не применяются к звуковой рекламе, которая распространяется с использованием звукотехнического оборудования, размещаемого не на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений. Как следствие, само по себе распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, размещаемого не на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, нарушением требований Федерального закона «О рекламе» не является. Дополнительно информируем, что согласно части 2 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Пунктом 25 части 1 статьи 16 данного закона к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа. При этом согласно статье 2 цитируемого закона правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Таким образом, орган местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вправе определять порядок и возможность размещения звуковой рекламы, которая распространяется не на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, в соответствующем нормативном акте.

 

 

Разъяснение ФАС России по вопросам,

связанным с распространением рекламы вина и игристого вина (шампанского).

 

Статья 21 Федерального закона «О рекламе» устанавливает специальные требования к рекламе алкогольной продукции, в том числе к рекламе такого вида алкогольной продукции, как вино и игристое вино (шампанское).

В качестве особенностей по сравнению с рекламой иной алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 5 процентов объема готовой продукции статья 21 Федерального закона «О рекламе» допускает рекламу вина и игристого вина (шампанского), произведённого в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда: в периодических печатных изданиях (за исключением первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов), в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени, на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

В соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» положения данной статьи в отношении рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, применяются также в отношении рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза из выращенного на территориях соответствующих государств - членов Евразийского экономического союза винограда, при условии подтверждения места произрастания такого винограда в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза. Указанное положение части 9 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» рассматривается как норма, направленная на обеспечение равных условий размещения рекламы вина и игристого вина (шампанского), производимых в государствах-членах Евразийского экономического союза (далее — Союз), при этом не предполагает наличие в обязательном порядке отдельного акта Союза, определяющего место произрастания винограда для целей размещения рекламы.

Действующие нормы права Союза предусматривают ряд механизмов, которые могут быть использованы в целях подтверждения места произрастания винограда. Соответственно при размещении рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенного в государствах - членах Союза, хозяйствующему субъекту необходимо будет представить дополнительные сведения (документы), подтверждающие факт производства вина из винограда, выращенного на территории Союза.

Так, в соответствии с Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 318 утверждено Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза, которым предусматривается, что подкарантинная продукция высокого риска, перемещаемая в рамках Союза должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом. При этом в соответствии с пунктом 1 Перечня подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Союза и таможенной территории Союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318, виноград свежий относится к подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском. Следует отметить, что фитосанитарные сертификаты, выдаваемые в рамках Союза, в обязательном порядке должны содержать сведения о месте происхождения подкарантинной продукции. Указанные положения права Союза в части механизма подтверждения происхождения винограда, могут быть использованы в целях исполнения требований части 9 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» заинтересованными хозяйствующими субъектами государств-членов Союза. Также, согласно положениям пункта 5 технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции» (ТР ЕАЭС 047/2018), принятого Решением Совета Комиссии от 5 декабря 2018 г. № 98, «вино с защищенным наименованием места происхождения товара» - это вино, изготовленное из винограда определенного сорта или регламентированной документом (документами), в соответствии с которым изготовлена алкогольная продукция (стандарт, стандарт организации, технические условия или иной документ), смеси сортов винограда вида Vitis vinifera, который произрастает, перерабатывается и бутилируется в границах определенного географического объекта, указываемого в наименовании вина, и обладающее свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) человеческим фактором, используемыми агротехническими и технологическими приемами (для вин, произведенных на территориях государств членов, - устанавливаемыми уполномоченными органами государств-членов), предусмотренными документом (документами), в соответствии с которым изготовлена алкогольная продукция (стандарт, стандарт организации, технические условия или иной документ). Таким образом, вино и игристое вино (шампанское), произведенные с соблюдением указанных требований, могут быть расценены как соответствующие требованиям по месту произрастания винограда для целей размещения рекламы данной группы товаров в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О рекламе».

Наряду с изложенным, следует отметить, что положения части 9 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» сформулированы по аналогии с соответствующими требованиями в отношении российской продукции, и предполагают возможность рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенного в любом из государств-членов Союза, из винограда, происходящего с территорий государств-членов Союза, что не исключает возможность рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенного в одном государств-члене Союза из винограда, происходящего с территории другого государств-члена Союза.

 

Разъяснение ФАС России по вопросу запрета

размещения рекламы алкогольной продукции вблизи

отдельных зданий, строений и сооружений.

 

Требования к рекламе алкогольной продукции содержатся в статье 21 Федерального закона «О рекламе». Так, согласно пунктам 6 и 7 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

- в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

- в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.

Данный запрет распространяется на рекламу алкогольной продукции, распространяемую любым способом в указанных организациях и на их территории, в том числе, в виде рекламных буклетов, ростовых кукл, выносных штендеров и т.п.

По мнению ФАС России, для определения, размещается ли реклама в пределах О запрете размещения рекламы алкогольной продукции вблизи отдельных зданий, строений и сооружений метровой зоны, указанной в части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», целесообразно провести измерение кратчайшего расстояния от места размещения (распространения) рекламы до ближайшей точки по периметру указанных зданий, строений, сооружений, ограждений их территории, по прямой линии с учетом существующих преград или препятствий.

Указанная позиция подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 августа 2010 г. № Ф07-6391/2010 по делу № А66-437/2010.

 

 

Разъяснение ФАС России по вопросу отнесения

конструкций, размещенных на отдельных элементах

зданий, к рекламным конструкциям.

 

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» наружной рекламой признается реклама, распространенная с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. В указанной части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» также содержится указание на «иные технические средства стабильного территориального размещения».

По мнению ФАС России, к иным техническим средствам стабильного территориального размещения следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связанны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения. Об отнесения конструкций, размещенных на отдельных элементах зданий, к рекламным конструкциям.

Федеральный закон «О рекламе» не содержит определения прочной связи конструкции с объектом недвижимого имущества. Вместе с тем, по мнению ФАС России, под «иными техническими средствами стабильного территориального размещения» понимаются любые конструкции, прочно (стабильно, стационарно) связанные с объектом недвижимого имущества таким образом, что такая связь делает невозможным монтаж/демонтаж конструкции без использования специальных технических средств или устройств (машин, механизмов, инструментов т.п.), такие конструкции при размещении на них рекламы являются рекламными конструкциями.

При этом реклама, размещенная на зданиях без применения специальных креплений, например, посредством наклеек на окнах, не может рассматриваться как распространяемая посредством рекламных конструкций. Таким образом, статья 19 Федерального закона «О рекламе» определяет порядок размещения не любых носителей рекламы, а исключительно рекламных конструкций, располагаемых на внешних стенах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Следовательно, требования статьи 19 Федерального закона «О рекламе», в том числе в части получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, не распространяются на конструкции, установленные внутри зданий (строений, сооружений).

В случае, если реклама на конструкциях распространяется внутри обособленных помещений в строениях, такая реклама не подпадает под понятие наружной рекламы, и требования Федерального закона «О рекламе» на указанные конструкции не распространяются.

Вместе с тем, если рекламная конструкция размещена на конструктивных элементах сооружений, обращенных на проезжую и/или пешеходную часть улицы (например, на козырьке подземного пешеходного перехода), такая рекламная конструкция будет подпадать под понятие наружной рекламы, и на порядок установки таких конструкций будут распространяться нормы статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

 

 

Разъяснение ФАС России о квалификации в качестве

рекламы информации о бесплатных услугах, оказываемых некоммерческой организацией.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» для целей данного Федерального закона под товарами понимаются также работы и услуги. В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Также следует учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

 Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

При этом под предпринимательской деятельностью в силу пункта 1 статьи 2 ГК РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, совокупный анализ положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О рекламе», а также Федерального закона «О некоммерческих организациях» позволяет сделать вывод о том, что является рекламой информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к предпринимательской деятельности некоммерческой организации, а также к некоммерческой организации без конкретизации деятельности такой организации, при условии того, что такая некоммерческая организация осуществляет, в том числе, предпринимательскую деятельность. В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Федеральный закон не распространяется объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Поскольку некоммерческие организации в силу пункта 1 статьи 50 ГК РФ являются юридическими лицами, то положения пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» в полной мере применимы к информации о некоммерческих организациях.

Следовательно, информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к деятельности некоммерческой организации, не являющейся предпринимательской деятельностью, рекламой не является, и требования Федерального закона «О рекламе» на такую информацию не распространяются.

 

 

Противодействие недобросовестной конкуренции

 

 

В 2021 году в Липецким УФАС России рассмотрено 10 обращений о признаках недобросовестной конкуренции. Рассмотрено 3 дела по признакам нарушения Главы 2.1 Закона «О защите конкуренции».

Вынесено 2 предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статей 14.8 и 1 предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статей 14.2 Закона «О защите конкуренции» (в 2020 году 2 предупреждения о прекращении действий, которые содержали признаки нарушения антимонопольного законодательства, 1 из которых исполнено. В другом случае в связи с неисполнением предупреждения возбуждено дело по признакам нарушения главы 2.1 закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которого признано наличие нарушения, выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которое исполнено в отчетном периоде).

Пример:

В Липецкое УФАС России поступило обращение хозяйствующего субъекта о признаках недобросовестной конкуренции в действиях хозяйствующего субъекта-конкурента, выразившиеся в совершении действий, направленных на получение преимуществ в ходе проведения электронного аукциона на оказание услуг по страхованию автотранспортных средств.

Комиссией Липецкого УФАС было установлено, что страховая организация при расчете суммы страховой премии необоснованно применила коэффициенты КБМ отличные от коэффициентов КБМ, указанных заказчиком в технической документации.

Недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В силу ст. 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Действия страховой организации по необоснованному занижению суммы страховой премии, при расчете ценового предложения о цене государственного контракта по ОСАГО, при участии в запросе котировок направлены на получение необоснованных преимуществ в осуществлении страховой деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и способны причинить убытки конкурентам-страховщикам в форме упущенной выгоды (неполученного дохода от исполнения контракта), и следовательно, являются недобросовестной конкуренцией.

Усмотрев признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, антимонопольным органом было выдано предупреждение о необходимости прекращения противоправных действий (бездействия), и принятии мер по устранению их последствий.

Предупреждение антимонопольного органа было исполнено в установленные сроки.

Согласно ч. 7 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

 

Наверх